Денежная единица Италии до 2002 – лира, выпускавшаяся в обращение Итальянским банком. В течение многих лет вплоть до середины 1970-х годов 100 лир стоили 0,16 долл. Затем огромный дефицит платежного баланса и быстрая инфляция привели к тому, что стоимость 100 лир упала почти до 0,12 долл. Новое снижение стоимости началось в конце 1980–1981 – до 0,08 долл. за 100 лир. Спад продолжался в начале и середине 1980-х годов, так что в 1985 100 лир стоили 0,06 долл. Но в конце 1980-х годов стоимость лиры по отношению к доллару возросла, и в 1989 100 лир стоили 0,07, а в 1990 – 0,08 долл. Вслед за девальвацией и выходом из Европейской валютной системы в сентябре 1992 стоимость лиры упала на 25% по отношению к основным мировым валютам. В 1994 100 лир стоили 0,06 долл. После вступления Италии в Европейский валютный союз в 1999 лиры постепенно выведена из обращения и заменена к 2002 на евро – общую валюту стран ЕС. Тремя главными коммерческими банками общегосударственного значения являются «Банка Коммерчале Итальяна» (Итальянский Коммерческий банк, Милан), «Кредито Итальяно» (Итальянский Кредит, Милан) и «Банка ди Рома» (Римский банк). Все они были реорганизованы в 1934–1936 в ходе обширной операции по спасению отечественной промышленности, осуществлявшейся Институтом реконструкции промышленности. Банки отдавали все свои активы (кроме краткосрочных кредитов) этому Институту, который с тех пор владел контрольными пакетами банков. Действуют также почти 1100 других банков, которые различаются по размеру – от таких крупных концернов, как «Банка Национале дель Лаворо», «Банко ди Наполи» и «Банко ди Сицилия», до небольших кооперативных «народных банков».

В течение 1950–1980-х годов большие кредиты направлялись в промышленность и сельское хозяйство, а также на развитие отсталых районов, в частности Юга. Для этого были созданы специальные учреждения, дававшие среднесрочные- и долгосрочные займы промышленности, и кредитные институты для финансирования планов государственного развития.

Государственный бюджет имел постоянный дефицит с 1950-х по 1970-е годы. В 1960-х годах он немного уменьшился благодаря поступлению доходов от более высоких налогов. В 1967 дефицит составлял лишь 170 млн. долл. Но в начале 1970-х годов он вновь вырос. В 1979 общие государственные расходы составляли 110,9 млрд. долл., а поступления – лишь 75,1 млрд. долл. В 1990 общие государственные расходы составляли 446,8 млрд., а поступления в бюджет – 342,3 млрд. долл. Целью всех правительств с 1992 было сокращение государственного долга и расходов. Государству удалось сбалансировать расходные и доходные статьи бюджета благодаря введению жесткой и непопулярной системы налогов.

Налоги подоходный и на недвижимость в 1990 составили 45% поступлений в государственный бюджет. Подоходный налог – ступенчато прогрессивный, весьма высокий для категории средних и высоких доходов. Главная цель нового законодательства, действующего с 1992, – воспрепятствовать уклонению от уплаты налогов. Налоги на бизнес и пошлины в 1990 составили 23% поступлений в бюджет. Таможенные и пограничные сборы дали 9%, а от государственных монополий было получено 2%. Главными статьями государственных расходов в 1990 являлись погашение государственного долга, социальное обеспечение и здравоохранение, образование, общественные работы и оборона.